Сообщение #35867 2019-10-20 23:00:05

Мастер добрых дел

Тольяттинец Александр Коснов создает из дерева уникальные фигуры, а потом дарит их добрым людям

Этот душевный человек – превосходный мастер резьбы по дереву. Будучи мальчиком, он самостоятельно изучил сложное для многих современных людей искусство. Признаться, творчество Александра Васильевича сложно назвать привычной всем резьбой. Его фигуры сложные, многомерные – хочется разглядывать каждую мелочь и придумывать самостоятельно сказки и истории. Стоит только посмотреть на скульптуры чуть дольше, как кажется, будто они оживают. Вот Чингисхан, который мчится завоевывать страны, вот рыбаки, засевшие у реки с удочками. А вот фигурки известных всем Волка и Зайца из «Ну, погоди!», только характер у зверей немного непривычный, и другой, как нам показалось, взгляд. Всего коллекция мастера насчитывает сотни, если не тысячи, фигурок. Своему хобби тольяттинец посвятил всю жизнь, хотя вплотную занялся им на пенсии, когда времени стало много. 

Улыбаясь, мастер говорит, что жена на него жалуется. Дескать, всю квартиру заставил. Но против природы не пойдешь. Стоит только Александру Васильевичу увидеть кусок подходящей фактуры – палочку, крепкий березовый сук, вагонку, как приходит муза, и рука сама тянется к инструменту. 

Несмотря на почтенный возраст, а Александру Васильевичу уже 82 года, сил и вдохновения у мастера хватает. И вот в умелых руках обычный сучок превращается в диковинного зверя, сказочного персонажа. К годовщине Великой Отечественной войны тольяттинский специалист по резьбе по дереву создал интересную композицию, где, кажется, передана душа русского солдата – несколько уставших от войны и тягот бывалых воинов перевозят тачанку. Работа скоро украсит уголок одного из тольяттинских социальных центров, и это, пожалуй, единственный случай, когда работа была сделана строго на заказ. 

– Александр Васильевич, а как называется техника, в которой вы работаете? У нее есть название?

– Стамеска, ножовка, напильник, краска, клей и лак – вот и все название моей техники, а заодно и все творческие секреты. Честно скажу, что не знаю, в какой технике работаю, и даже никогда этим не интересовался. Так получилось, что еще 6-летним мальчишкой любил мастерить из дерева, а потом, когда подрос, закончил по плотницкому делу училище. Правда, по профессии долго не работал – мы строили дорогу под Альметьевском. На резьбу времени не хватало, да и не до этого мне было: жили в палатках прямо в лесу, много трудились, да и еды на все не хватало. Помню, кинешь в печку суп из пакета, подогреешь, съешь и спать ложишься. Позже, гораздо позже, когда женился, собственными руками построил дом. 

Потом переехал сюда, в Тольятти, устроился на ВАЗ. Вообще, где я только здесь не работал: делал ремонты в детских садах, трудился на заводе, помогал своим соседям на даче строить дома, делать лестницы, отделывать бани (соседи говорят, что строил он всем абсолютно бесплатно. – Прим. ред.). Плотницкое дело мне не в тягость, всегда испытывал к нему интерес, и как-то все легко давалось, что называется, в руках спорилось. 

Мимо деревяшки пройти не мог

– Где материал добываете, вдохновение черпаете?

– Иной раз проснешься, и сюжет сам собой рождается в голове, руки буквально чешутся. Например, увидел картину, фильм, мультик. Потом уже и материал сам собой попадается: вижу любую подходящую деревяшку и несу в дом, а тут уже начинается само творчество. Помогают соседи, знакомые, свалки около подъездов. 

– И сколько времени уходит на создание очередного шедевра? 

– Трудно сказать. Иногда я создаю сразу несколько фигур одновременно: пока сохнет одна деталь, я принимаюсь за следующую фигуру. Бывает, что воплощаю замысел много месяцев подряд, даже год. Корректирую, поправляю, довожу до совершенства. Дома две комнаты заняты моими шедеврами, так что жена уже ругается, мол, всю квартиру заставил (смеется. – Прим ред.). 

– Александр Васильевич, а кто-то из детей, внуков унаследовал ваш дар? 

– К сожалению, нет. Сейчас другое время, другие интересы. По моим стопам, увы, никто не пошел. Но я, конечно, был бы этому искренне рад. 

 

Факт

Несколько лет назад выставки Александра Коснова с успехом проходили на АВТОВАЗе, в ДКиТ ВАЗа. Сейчас пенсионер работает в стол, а экспозиции организовывают поклонники творчества, энтузиасты. Например, последняя экспозиция прошла в стенах ТОСа 5-го квартала, в здании почтового отделения № 37 на бульваре Орджоникидзе. Абсолютно все желающие смогли побывать на выставке бесплатно, рассмотреть фигурки и даже лично пообщаться с мастером резьбы по дереву. Казалось бы, такой человек не должен нуждаться, жить на одну пенсию. Уникальные фигурки, и это вполне очевидно, украсят любую коллекцию всех, кто ценит творчество, теплоту, а она передается с каждой фигуркой из дерева, созданной мастером Александром Косновым. Однако в силу скромности, старой советской закалки пенсионер не занимается продажей композиций специально. А на заказ делает за чисто символическую сумму или вообще дарит.

«Я работаю для души», – говорит Александр Васильевич. 

Кстати

Одна из самых сложных и интересных работ Александра Коснова – полная копия Спасо-Преображенского собора, который расположен на ул. Революционной. Мастер воссоздал в миниатюре все здания, надворные постройки, колокольную звонницу, церковный дворик, фонари и все детали. Если заглянуть внутрь церкви в небольшие окошечки, можно разглядеть и внутренне убранство. Изюминка строения – свет. Собор оснащен проводами и красиво светится в темноте, словно приглашая всех желающих войти внутрь и постоять. Все фигуры мастера сделаны из дерева, но некоторые настолько искусно окрашены, что их трудно отличить от камня. 

http://gazeta-ps.ru/gorod/item/1674-мастер-добрых-дел